PS Edu

четверг, 7 января 2010 г.

Сеть для методистов

Прочитал в блоге Жакулиной информацию о новом проекте портала RusEdu

В начале 2010 года порталом "RusEdu" был запущен новый проект "Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру".
Методисты.ру - это тематическая социальная сеть с мультимедийными возможностями для работы, общения и отдыха. О достоинствах данной сети можете узнать здесь.

Решил посмотреть что там и как. Зашёл.

И, как обычно, начал знакомство с политикой партии и правительства - с "Пользовательского соглашения". Из 38 пунктов/подпунктов бОльшая часть направлена на защиту себя. Ладно, думаю, времена такие настали - время колокольчиков адвокатов.

Читаем дальше - "Политика конфиденциальности". Думал что здесь будет всё хорошо и серьёзно. Действитеьно всё серьёзно - ещё более 10 пунктов. И в конце убийственное "мы не даем никаких гарантий и не отвечаем за сохранение и нераскрытие личных сведений" и при этом "Мы так же можем отказать в просьбе удаления Вашей учетной записи без объяснения причин". Т.е. при всей заявленной серьёзности намерений пользователя ничем и никак не защищён. Не понравилось :( Буду думать…

В ходе ознакомления с сайтом всё время преследовало некое "déjà vu" - "где-то я это уже видел". И ведь точно. Видел. Данный проект сделан на основе движка Dolphin (компании BoonEx). Вполне приличный движок для организации социальной сети с богатыми возможностями. И я порадовлася за наше образование - вот пример того что люди понимают что "Свободное != бесплатное" и купили лицензию на использование данного продукта. Ведь в случае непокупки мы видим явное нарушение лицензионного соглашения на его использование:  "The free copy must retain links to BoonEx and BoonEx logo banners on all pages" (вольный перевод "На каждой странице вашего сайта, сделанного при использовании свободной лицензии, должны быть баннер и ссылка на сайт BoonEx"). А на сайте "metodisty.ru" ни одного упоминания о BoonEx - значит не пожалели 300баксов на развитие свободного ПО.

Ярлыки: , ,

Читать дальше...

среда, 18 ноября 2009 г.

Сделайте свой YouTube

Если вам надо дать возможность закачивать видеоконтент и при этом контролировать его содержимое, то вы сможете (пока экспериментальная версия для разработчиков) воспользоваться возможностями YouTube Direct


Ограничения на текущий момент:
  • Видео не длиннее 10 минут
  • Файл не более 1 Гб
  • На одном аккаунте не более 2000 видео.


Ярлыки: ,

Читать дальше...

воскресенье, 20 сентября 2009 г.

Сказка о потеряном и обретённом

Тут вот сказочка написалась. Посвящается SFD-2009.

В одном царстве-государстве жил весёлый и безбедный народ. Жил в своё удовольствие. Брал что хотел. О будущем не особенно задумывался. О законах не заморачивался. Детей в школах учил в соответствии с общими понятиями.
Но пришли иные времена и пришло Велиое Объединение. Стены между царствами были снесены. И осталась единственная стена (да и не стена вовсе, а так - плетень дырявый) - вокруг царства-государства этого. А оставалась она потому что соседи хотели показать границу, за который законы, которые они исполняли, там нарушались и в них никто там не верил. "Живут там люди не по законам, а по понятиям".
Но государь вдруг восхотел участвовать в Великом Объединении и начал борьбу с беззаконием. А так как у самых набольших беззаконников денег было много и имели они при себе ватаги крепкие, то требовать с них исполнения закона было небезопасно для убора головного государева. И пошли слуги государевы по глухим деревням и нашли учителя беззащитного что тоже жил по понятиям, но имел ещё и веру какую-то для них странную. И наехали слуги государевы на учителья из села далёкого. И повязали его и устроили судилище над ним позорное.
"Как ты посмел? Да кто ты такой чтобы законы государевы нарушать? Да мы тебя разОрим. По миру пустим"
"А что я? Я вообще не знаю чо это есть такое. Мне дали - я взял. Что же вы ко мне пристали, а не к купцу?"
Но не слушали учителя слуги государевы. Строчили бумаги одну другой страшнее. Призывали экспертов своих купленных. И говорили те: "Виновен. Должон был дознание предварительное провести". И призывали экспертов заморских. И говорили те: "Да. Не хорошо законы нарушать. Но мы не хотим в ваши дела ввязываться - разбирайтесь сами" (хитрые были те эксперты. Пошли они к государю и обещали ему замолвить слово перед своими государями о пути в Великое Объединение если даст им грамотку жалованную на товары ихние).
Но взроптал тут вдруг народ: "Пошто бедолагу мучите, ироды? Али сами без греха за душой? Али сами не пользуетесь халявой?". И начал народ искать пути иные, свободные. И ропот этот дошёл до государя. И понял он что негоже слыть притеснителем слабых и бесправных. Да и если они найдут пути свободные, то не будут они бояться слова государева. И окрикнул он слуг своих: "Учителя - не трогать", но на ухо шепнул им: "Готовьте отряды быстрые - будет им работа вскорести".
И повелел в указе своём государевем: "Облегчим мы судьбу народу. Дадим денежку малую чтобы не было претензий к учителям нашим. Пусть составят списки и купят у экспертов заморских товаров ихних". И возрадовались учителя (ведь не нужно было узнавать как ходить по путям свободным, нетореным). И восславили мудрость государеву. И составили они списки кто и что использует в работе своей из товаров заморских. И отдали те списки экспертам заморским в обмен на товары ихние. Долго радовались учителя аки дети малые, получив товары заморские. И в радости своей забыли что товары после срока указанного снова станут товарами беззаконными, а они ворами лютыми. А те, кто вдруг вспоминали об этом, утешали себя и других думкой о второй помощи государевой.
Но в амбары государевы пришёл зверь Крыз и стал пожирать запасы, оставленные на чёрный день для помощи в годину суровую (правда слухи ходили что и не зверь это вовсе, а труба большая деньгососная для перекачивания денег в карманы людишек бесчестных). И сказал государь учителям: "Видите какое несчастье приключилось. Ищите деньги на товары заморские сами. А кто не найдёт денег и не купит себе прощение временное и будет далее пользоваться товарами заморским, того будем сечь плетьми и пустим по миру". И показал он отряды сполошные, готовые по первой команде порвать всякого кого удастся зацепить на деле неправедном. И провёл он показательные травли по стране своей. И увидели многие что ждёт их. И затрепетали в страхе, не зная где же им искать выход.
Но вспомнили они про учителя сельского и спросили его: "Как же ты теперь будешь?" И ответил им учитель: "Как ни тяжело мне было, но всё одно спасибо говорю травившим меня. Нашёл я путь иной. Путь свободный. Многие уже идут путём тем. И вам советую по нему идти". Посмотрели пришедшие на карту пути и загорюнились. "Это же какие трудности нас ждут на пути незнакомом, непривычном. Надо учиться свободе. Надо учиться делиться трудом своим. Надо учиться уважать законы писаные. Уважать не на словах, а на деле". И отвернулись от него многие и пошли по ростовщикам деньги вымаливая на своё нежелание идти по пути свободному. И отвернулись от него многие в надежде "Моя хата с краю. Авось не дойдут".
Но остались те кто не захотел жить в страхе перед приходом служилых людей из Четвёртой сотни государевой. Те для кого глоток свободы оказался сладок. Те кто понял что и за окнами есть жизнь.

Ярлыки: ,

Читать дальше...

четверг, 10 сентября 2009 г.

Software Freedom Day 2009

19 сентября 2009 - День свободного софта



Свободное ПО в обучении

День свободного программного обеспечения (Software Freedom Day) - ежегодный праздник бесплатного ПО, празднуемый во всем мире. "День свободного ПО" является мероприятием, проводимым не только для констатации достоинств свободного ПО, но и для поощрения его использование на благо общественности.

День свободного программного обеспечения (ДСПО) как мероприятие начал организовываться в 2004 году и впервые был проведен 28 августа 2004 года c участием более 70 команд. В 2006 году было решено проводить день свободного программного обеспечения в третью субботу каждого сентября.

Подробнее о Software Freedom Day можно узнать на сайте http://www.softwarefreedomday.org/

Ярлыки:

Читать дальше...

понедельник, 31 августа 2009 г.

Наконец-то просыпаемся...

Наконец-то в учительской среде перестают кричать "Дайте Виндовс - мы к нему так привыкли" и начинают включать мозг в попытке понять что и как можно сделать чтобы быть готовыми к часу "Ч" 31 декабря 2010года. А так как достаточно много организовывали различного рода обучений и внедрений, то и вырабатывают планы. И достаточно грамотные планы:

для полноценной работы и постепенного внедрения в образовательный процесс свободного ПО уже сейчас необходимо принять меры (если у нас в городе в течении месяца, двух так и не надумают открыть официальные курсы по работе с Linux):
  1. Найти группу альтруистов из числа информатиков и тех кто заинтересован и может разобраться (цель: создать справочную документацию и выработать рекомендации по использованию и работе с СПО, чтобы переход был для наших коллег менее болезненным), нам понадобится разбиться на микрогруппы, каждая из которых будет заниматься отдельными вопросами, но в рамках общей темы;
  2. Определить основные направления с которыми придется разобраться в первую очередь, а с какими во-вторую, какие можно оставить на потом;
    • в первую очередь: варианты установки, настройки, доп. приложения которые облегчат жизнь школьному админу - так сказать разобраться и дать справку по системному ПО для Linux;
    • во вторую очередь: прикладное ПО, так сказать;
    • все остальное, что будут использовать не только учителя информатики, но и другие учителя;
    • поиск решения вопросов или выхода из тупиковых ситуаций, которые для нас обязательно будут;
  3. Написать пособия для коллег, чтобы лучше жилось: взял, почитал, понял, сделал, придумал, поделился;
  4. Собственно внедряем.
Я перехожу на линукс / Педсовет: образование, учитель, школа

Правда я бы немного изменил приоритеты:

  1. базовые знания по установке, настройке (достаточные для первичной установке инастройке ПО)
  2. прикладное ПО, которое будут использовать все

Выполнение этих пунктов уже даст возможность привлечь к работе по определению проблемных мест более разнообразным специалистам. При этом определится что не хватает для полноценной работы и на что надо направить основные усилия.

Далее начинается параллельная работа:

  • обеспечение работы предметников (если вдруг кто не знал: информатика - тоже предмет :)
  • улучшение IT-обеспечния учебного и административного процесса в школе
На всех этапах обязательно участвовать в сетевом обмене опытом.

Ярлыки: , ,

Читать дальше...

четверг, 20 августа 2009 г.

Неужто проснулись?

Вот и новость подоспела что наша власть наконец-то озаботилась что же делать в час "БП"
Россия: учителям дали 1,5 месяца, чтобы выучить Linux

Сегодня, 19 августа, ФАО объявило конкурс «Обеспечение поддержки внедрения пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». В конкурсе три лота: развитие и модернизация ПСПО (начальная сумма – 25 млн руб.), оказание услуг техподдержки общеобразовательных учреждений при внедрении и использовании ПСПО (32 млн руб.), а также обучение специалистов сферы образования внедрению ПСПО и его использованию в учебном процессе (131,8 млн руб.). полный текст

Источник: CNews

Вроде всё красиво. Лимон туда… Лимон сюда…
Давайте посмотрим на обучение.
победитель конкурса должен будет разработать программу однодневных конференций по теме «Внедрение и использованию ПСПО в учебном процессе», а также организовать их проведение во всех 7 федеральных округах РФ, не менее чем в 20 крупных городах. Также в рамках этого этапа предусмотрено проведение дистанционного обучения, по результатам которого исполнитель должен провести очное тестирование до 60 тыс. специалистов образовательных учреждений (из расчета не менее 1-го представителя от каждого из ОУ субъекта РФ) и вручить каждому успешно сдавшему тест именное свидетельство о прохождении обучения.
Итак, получаем минимум 60 тысяч человек прослушавших однодневный курс "Внедрение и использованию…" Опять же хорошо. А теперь давайте зададим вопрос: "Учитель. Ты готов после одного дня обучения к "Внедрению и использованию" новой для тебя системы"? Основываясь на моем опыте работы, могу сказать — таких учителей считаные единицы на всю Россию. Естественно если мы говорим о полноценной работе, а не о "галочниках", когда всё делается для "галочки"

Следующий блок обучения.
Еще не менее 7,5 тыс. человек ФАО планирует сделать тьюторами – консультантами по внедрению и использованию СПО. Их число должно быть пропорционально количеству школ в регионе (1 обучаемый на не менее чем 10% школ). Подготовить тьюторов, согласно конкурсной документации, также необходимо будет до 15 ноября. Их обучение должно проходить в группах не более 20 человек, а курс обучения должен составлять не менее 72 академических часов
Тут уже будет покруче — всё же целых 72 часа.
И опять давайте включим голову, а не только уши чтобы слышать красивые словеса, и подумаем. Предупреждаю сразу что далее идёт разговор о неком среднем учителе, а не об отдельных личностях. Средний возраст учителей информатики (а именно они в основной своей массе будут теми самыми тьюторами) примерно 40 лет. Я не знаю как в других местах, но у нас это люди, которые
  • не имеют профильного IT-образования
  • у них сейчас есть своя учебная нагрузка
  • у них есть семья и свои заботы
Так что здесь вопрос о степени восприятия новой ОС за 72 часа.
К тому же 72 часа - это учебная неделя. Уроки отменяются?
А после приезда с курсов нагрузка на него повысится. Покажите мне в новости слова о выделении допсредств для этих учителей. Где деньги на это? Опять за счёт коллег?
«Абсолютно уверен, что времени на обучение более чем достаточно», - говорит Вадим Лазутин.
Хотел бы я взглянуть на экран рабочего компьютера Лазутина. Неужто я там увижу Linux? И сколько времени он потратил на своё обучение?

Ярлыки: , ,

Читать дальше...

четверг, 16 июля 2009 г.

О внедрении СПО

СПО в Первой помощи 2.0 (Linux)
я не смогу самостоятельно установить две ОС на один компьютер

пожалуйста напишите подробно на какие кнопочки нажимать...
на примере какого-нибудь общеизвестного диска из медиатеки школы...

подпись: лучший учитель информатики ****** района...
"За что боролись, на то и напоролись". И ведь такой стиль обучения во всех ступенях обучения.
Полный прЕвеД :(

Ярлыки: ,

Читать дальше...

среда, 18 февраля 2009 г.

Забота о школе и СПО

Д.Медведев на заседании Совета
Дмитрий Медведев: “Ещё одна тема – это информационные технологии в социальной сфере. Сейчас нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям. Мы, собственно, пытались это делать в рамках национального проекта. Наверное, кое-что удалось, но пока это только самое начало. Надо подумать и о том, чтобы двинуться дальше – к использованию отечественного свободного программного обеспечения. Я этой темой занимался, результаты у нас есть, мы подготовили уже свои программы, которые позволяют создать, по сути, продукт абсолютно качественный, на основе свободного программного обеспечения, но привязанный уже к нашим реалиям.”
Интересно о каких результатах говорит? Неужто о вот этих:
Как сказал CNews Станислав Филиппов, заместитель начальника отдела информатизации образования министерства, ведомство будет готово в этом году потратить на «школьный Linux» от 180 до 250 млн руб. При этом, по мнению пожелавших сохранить анонимность сотрудников Администрации президента, наиболее вероятно утверждение первой суммы из двух названных.
Вроде бы хорошие цифры 250млн руб. Это для тех кто не в теме они хорошие. На самом деле всё гораздо чудесатее. По условиям тендера на это внедрение необходимо было выделить более 700млн руб. Таким образом получается что компания выигравшая государственный тендер на 720млн теперь будет вынуждена делать это за 250млн. За треть суммы школы получат и треть работ (чудес не бывает...)

Забота о детях и развитии СПО налицо :(

Ярлыки: ,

Читать дальше...

четверг, 22 января 2009 г.

Сделай ещё один шаг к свободе

Всем желающим предлагается присоединиться к составлению и последующему использованию FAQ-а по переходу из ICQ и других месенджеров к открытой системе Jabber - тут - http://mass-jabber.wiki-wiki.ru

UPDT: Замечательный ресурс "Переход с ICQ на Jabber" - много tips&tricks как по переходу так и по работе (дол боты, приёмчики...)

Ярлыки: ,

Читать дальше...

понедельник, 24 ноября 2008 г.

Внедрение СПО в школах. Непонятки.

Читаю работы, присланные на конкурс "Код свободы". Во многих работах в тех или иных словах встречается: "цель - внедрение свободного программного обеспечения". Мне кажется это не должно быть целью работы. Целью должно быть удовлетворение потребностей учителей в организации учебного и административного процесса в школе. А уж если при этом используется СПО, то это дело десятое и ставить во главу угла именно внедрение СПО мне кажется некооректно.

Ярлыки: ,

Читать дальше...

понедельник, 6 октября 2008 г.

О сложности свободного ПО

Как всегда, приходило очень много интересных личностей. Одна из них бабулька - лет 70 наверное. Очень бойкая и шустрая. Что-то у нее не получалось с Linux и наши сотрудники показали что нужно сделать. На следующий день она пришла с распечатанными скриншотами (в цвете) с выводами комманд в косоли.
Небольшой отчетик по Softool-2008 — Факты и аргументы...
И подобные случаи я слышу и наблюдаю неоднократно. Современные дистрибутивы уже давно не требуют от юзера супер-пупер познаний. Как пример — LiveCD — загрузил и работай, даже устанавливать ничего не надо.

Откуда же тогда идёт миф о сложности работы в Linux? Вот несколько возможных путей:
  • Кто-то когда-то (лет 8 назад) попытался запустить Linux - не получилось. С тех пор в мозгу осталось: "Linux - это сложно". И после попытка не повторялась. А зря. В мире СПО даже полгода уже большой срок.
  • Кто-то видел как работает профи, для которого работа в консоли естественна и ненапряжна. При этом им по дороге пишется пара-другая скриптов на разных языках. Со стороны это примерно также как как и выступление мастеров русской борьбы - красиво, легко, элегантно, но повторить не повторишь. На такой уровень никто нигде не выходит сразу. Этим надо жить.
  • Видел как работает какой-то "красноглазик", растопыривающий пальцы по самое не балуйся — море слов о сложности, треск клавиш, десятки зкранов, заполненных тупыми командами, не относящимися к делу. В общем стандартная показуха и запугивание окружающих сложностью чтобы создать ореол гуру и личную незаменимость. На непосвящённых работает только в путь.
  • После установки приходится менять некоторые ранее наработанные привычки. Особенно если обучение работе проводилось на уровне "Третья команда во втором пункте меню", то это сносит мозг вчистую.

Ярлыки: ,

Читать дальше...

СПО на ТВ

На НТВ сюжет про свободное ПО:

Конечно не всё так как рассказано в сюжете, но радует что об это говорят в "зомбоящике", к-рый для многих до сих пор является аргументом.

Ярлыки:

Читать дальше...

пятница, 3 октября 2008 г.

Новая тема в "ВИО"

Очередная интересная тема поднята в журнале "Вопросы информатизации образования" — о программном обеспечении в образовании. Попробую ответить на поставленные вопросы со своей колокольни.

Какие программные продукты нужны сегодня ОУ?

Какие программные продукты должны быть сегодня в арсенале ОУ, какие прикладные задачи они должны решать? Является ли пакет «Первая помощь» исчерпывающим или, при всём богатстве, только базовым?
Немного не с того, как мне кажется, начали. Начинать надо с определения задач которые стоят перед ОУ, а уже под них подбирать инструмент.
Итак что мы имеем в школе:
  • учебный процесс. Взаимодействие учитель — ученик. Что представляет собой программное обеспечение, которое поможет/помешает этому процессу
  • административный документооборот. Всякого рода учёт сотрудников, отслеживание исполнения приказов и указаний
  • взаимодействие с другими образовательными учреждениями
  • взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (родители, общественные организации…)
  • что-то ещё (направление думаю понятно)
И вот уже на основе анализа задач, стоящих в каждой из перечисленных областей действия, надо подбирать функциональное программное обеспечение, наиболее подходящее под выполнение этих задач.

На Pedsovet.org была открыта ветка "СБППО — а был ли он так нужен?" и, судя по основной массе высказавшихся, коэффициент использования входящих в него пакетов составляет в среднем не более 25-30%. По разным причинам. Но основными на текущий момент всё же являются недостаточная мощность компьютерного парка в школах и уровень подготовки работников. Причём уровень подготовки не с точки зрения навыков "кнопконажимательства" в отдельных пакетах (этому худо-бедно но уже научили), а понимания места ИКТ в деятельности. Пока видим парадигму "пишущей машинки"

Лицензионное или «свободное» ПО?

В 2010 году срок действия лицензий ППП истечёт и надо будет принимать решения о способе дальнейшего обеспечения СИ ПО. Но готовить решения надо уже сейчас. Что делать? Покупать дорогостоящие лицензии или учить персонал использовать свободно распространяемое ПО? Во сколько обойдется эксплуатация «бесплатного» ПО? И как удержать на копеечной зарплате хорошо подготовленного технического специалиста? Обеспечивает ли сегодняшний уровень развития «свободного» ПО прикладные потребности работников ОУ? Готовы ли производители цифровых устройств тратиться на поддержание их работоспособности вне среды MSoft?
В этом случае я обычно отвечаю: "Если у вас процесс сильно завязан на использование каких-либо продуктов, технологий и стоимость простоя велика, то надо заплатить денег и не искать себе приключений. В противном случае можно и посчитать…"

Рассмотрим с этой точки зрения будущий процесс лицензирования.

Если лишних денег нет и не предвидится, то тут и думать-то не о чем — использовать СПО. Допустим у ОУ есть средства (от спонсоров, от какой-либо деятельности и тп) и никто не горит изучать что-то иное к чему народ привык, то раскошельтесь и забудьте до следующего срока платежа.

В любом случае можно даже в проприетарной среде использовать свободное ПО. Например в Windows-среде можно начать использовать OpenOffice.org.

Кстати это даст возможность, не уходя из привычной среды, сократить затраты на лицензирование (просто сравните стоимость операционной системы и стоимость офисного пакета). Точно так же можно поступить и по остальным продуктам — почти ко всем можно найти ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ аналоги. Продукты не имеющие аналогов или имеющие аналоги с неудовлетворительной функциональностью придётся закупить (либо стимулировать автора аналогов на доработку функционала). Такой же подход можно практиковать и при использовании в качестве основной системы СПО — покупать только необходимый софт, оставить одно-два-три-сколько_надо рабочих мест и на них закупить необходимое ПО, которое не может быть запущено с использованием СПО).

Это мы говорили в основом о десктопных системах, где в настоящее время в России мы видим значительное численное преимущество Windows-систем. На поле серверов ситуация обратная — в основном используется СПО.

Так что, если есть возможность использовать и есть желающие обучиться, то лучше обучиться — в нашем изменчивом мире всегда лучше иметь возможность маневра.

И ещё одно замечание. При использовании проприетарных продуктов в школе не надо забывать ещё одну вещь — о работе учеников дома. Невольно мы заставляем семьи учеников идти на дополнительные расходы по покупке домой подобного проприетарного продукта.

Теперь давайте посмотрим "Во сколько обойдётся…?" Мне всегда рассказывают что вот "*nix-админ это дорого". Господа, давно пора понять что ЛЮБОЙ ПРОФЕССИОНАЛ — это ДОРОГО. И не важно администрирует ли он Windows- или *nix-систему. Отголосок прошлого, когда стоимость труда человека была несоразмерна со стоимостью инструмента, до сих пор в мозгу многих руководителей ("Сам погибни, но самолёт спаси!"). И опять стандартное возражение "Да мне Windows настроит любой пионер". Угум-с. Но готовы ли жить на пороховой бочке? Если вам не важны ваши наработки и перерыв в работе в день-два-три для вас ничего не значит, то вам можно конечно и пионера нанять на выполнение работ. В обратном случае ваш выбор — "профи". К тому же система созданная и сопровождаемая профессионалом требует меньше к себе внимания — она просто работает и помогает вам в решении ваших задач (из опыта). Следствием этого появляется возможность использования одного профессионала на нескольких объектах. Школы могут скинуться и оплатить его услуги из совокупного бюджета. А в условиях сетевой связанности ОУ его присутствие непосредственно на месте для решения каких-либо вопросов требуется совсем в редких случаях (например при получении зарплаты :) В остальное время для решения вопроса "Принтер зажевал бумагу. Какую кнопку надо нажать чтобы выровнять столбец в таблице" достаточен техник-лаборант.

Прошу обратить внимание что я говорю "система". Под этим термином я подразумеваю полную систему, которая обеспечивает IT-поддержку основной деятельности ОУ. В систему входит как программное обеспечение, так и "железо" и сетевое и коммуникационное оборудование и всё это должно быть дополнено регламентом использования.

О готовности СПО к работе в ОУ. Базовые потребности перекрывает. С развитием программных продуктов, выполненных в соответствии со стандартами, охватываемая область увеличивается. И чем дальше тем больше — проблема "курицы и яйца" решается с обеих сторон. При наличии интереса в платформонезависимых продуктах у разработчиков будет стимул к созданию таких продуктов, что вызовет у потребителей интерес к таким продуктам.

Пока есть ещё проблемы с драйверами для отдельных устройств. Здесь стандартное решение — привлечь специалиста на этапе закупки оборудования, который просмотрит списки совместимости (HCL) и даст свои предложения по закупке. К тому же движение по написанию драйверов под СПО расширяется. И если драйвера нет в свободном доступе в виде исходных текстов, то вполне вероятно что есть закрытый драйвер для использования в СПО. Мало того появляются открытые спецификации на аппаратное обеспечение (пример SUN со открытием спецификаий на процессоры, Google c её Android-ом, свободная замена BIOS — Coreboot).

Программное обеспечение управления образованием

Растет количество первичных данных вовлекаемых в автоматизированную обработку, множатся базы данных. Какими программными продуктами обслуживается сегодня ОУ? Отвечают ли эти продукты требованиям образовательных учреждений, повышают ли эффективность управления? Можно ли на их основе построить полноценную информационную среду учреждения, интегрировав уже накопленные данные? Способен ли тот или иной ПП развиваться инкапсулируя вновь поступающие в учреждения СИ? Какими средствами можно организовать мониторинг качества образования?
В стародавние советские времена поборники АСУ-чивания предприятий одной из причин, достоинств внедрения систем управления выдвигали уменьшение "бумажного" документооборота. Наивная простота... С развитием и удешевлением устройств вывода на бумагу расход бумаги возрастает многократно. При этом доходит до смешного: "Принести данные по **** на дискете и в 2-х печатных копиях". Апофигей в полный рост :( И это несмотря на то что и в электронной форме повышается объём требуемой отчётности.

Таким образом мы видим некий парадокс — внедрение IT-технологий с одной стороны призвано облегчить, уменьшить объём требуемых данных, но с другой стороны приводит к повышению объёма отчётов, требуемых сверху. Одна из причин — отсутствие регламентов на документацию, отчёты и тп. Нет чётко очерченного круга обязательных отчётных документов. Иначе любое отчётотворчество вне этого круга может быть послано на основе официальных документов.

Именно это неограниченное бумаготворчество разного рода чиновников, когда одни и те же данные могут затребовать по разным каналам в разной форме несколько раз в течении сравнительно короткого времени, приводит к значительным трудностям в реализации программными продуктами этих "хотелок". А это приводит к повышению сложности продукта и повышению его цены.

От этого происходит использование многочисленных, решающих отдельные задачи продуктов, которые между собой несовместимы по стандартам данным, по возможностям импорта/экспорта. И вместо облегчения участи работников вызывает отторжение с их стороны ввиду необходимости вбивания одних и тех же данных в разные программные продукты.

Можно ли построить единую информационную систему?

Можно. Договориться об объёме обязательных данных и стандартов их представления и обмена. Тогда можно говорить что ученик, введёный в элетронный журнал школы, может быть прослежен в базе данных одарённых детей, а его наставник — в бухгалтерской ведомости на выплату поощрения :)

На сегодняшний день, по-моему, наиболее удачным продуктом является "Сетевой город" самарской компании Roos. В его рамках мы видим попытку дать работникам вышестоящих органов на основе первичных данных, рождающихся в школе, составлять свои отчёты, не привлекая к этому работников школ.

Программные средства построения открытой модели информационного пространства учреждения

Какими средствами можно сегодня обеспечить диалог ОУ с участниками образовательного процесса? Рассылка СМС, интернет-форум? Как обеспечить учащимся доступ к источникам знаний расположенным вне ОУ? И не только доступ, но и эффективное пользование ими. Как построить в ОУ банк электронных ресурсов образовательного назначения и с помощью каких технологий обеспечить его использование вне стен школы? Как привлечь удалённых учёных и экспертов к сотрудничеству в сетевых проектах и какими средствами обеспечить их коммуникацию?
А диалог уже идёт. На основе парадигмы "образование 2.0" — различные социальные сервисы и сети (letpoisi.ru, openclass.ru, "Планета школ" и тп). Для оперативного взаимодействия в реальном времени — SMS (в настоящее время эта возможность, впервые появившаяся в системе NetSchool, становится более-менее стандартной) или сообщения с помощью Instant messengers (всякого рода ICQ, Jabber, MSN, AIM…). В идеале все системы управления школьными процессами должны иметь опубликованные стандарты на взаимодействие (API) чтобы любой сторонний разработчик мог расширить базовый функционал системы

Одним из вариантов использования такого рода API может служить RSS-ленты, доступные на многих сайтах. Материалы полученные с их использованием можно встроить в локальные сайты школ, обеспечивая постоянное отслеживание новостей на внешних ресурсах без необходимости их посещения, Это обеспечит значительную экономию самого важного ресурса учителя — времени.

Другим способом экономии времени является создание списка интересных образовательных ресурсов. При этом желательно уйти от идеи создания локальных "копилочек" на каждом сайте, а использовать сервисы "социальных закладок".
Если в школе уже имеются наработки и есть идея их публикации, то опять же есть решения — размещение на сайте школы, создание электронных уроков в системах типа Moodle, размещать материалы в системе управления школы и дать к ней доступ извне. Это будет играть на создание положительного образа школы.

А если школа будет открыта к взаимодействию с внешним миром, то и мир пойдёт к ней. Не знаю как другим, но если я вижу что школа готова к диалогу, то я с бОльшим желанием буду работать с ними. Именно открытость самой школы и готовность к диалогу обеспечит её развитие в нашем информационно-зависимом мире.

Ярлыки: , ,

Читать дальше...

среда, 13 августа 2008 г.

Условия внедрения СПО

Перед тем как внедрять свободное ПО подумайте и обеспечьте максимально беспроблемный переход. Хватит ходить по граблям внедрения …
…залог успешного предложения программного обеспечения для малого бизнеса - в том чтобы предложить кроме легализации еще и дополнительную выгоду от использования приобретенного ПО.

Такой выгодой может быть например, более широкий функционал, предоставляемая поставщиком полная техническая поддержка, гарантии полного использования возможностей ПО коллективом предприятия (”гарантии отсутствия простоя”). Кроме того необходим тщательный подбор программного обеспечения для максимально эффективного решения поставленных задач.

Без учёта этих нюансов опять получим проваленый внедрёж и толпу разочарованых кричащих: "Да видел я этот Linux… Дерьмо дерьмом…" И неважно что видел человек не "дерьмовый Linux", а дерьмового внедренца. И потом даже можно будет ему объяснить, растолковать причины такого отношения. И он даже мобыть согласится, но "осадочек-то остался…" :(

Ярлыки: ,

Читать дальше...